НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.А. Богомольца
ЧЕСТЬ, МИЛОСЕРДИЕ, СЛАВА

Факультет повышения квалификации

cheshuk

ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (ФПК) УКРАИНЫ


ЧЕШУК ВАЛЕРИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ
доктор медицинских наук, профессор кафедры онкологии

просп. Победы, 34, тел. 456-51-89

ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДЕКАНА

ПРОЦЮК РАДУ ГЕОРГИЕВИЧ
доктор медицинских наук, профессор кафедры фтизиатрии

История и сегодняшний день факультета

Факультет повышения квалификации преподавателей НМУ им. акад. А.А. Богомольца начал свою работу с 1968 года. Предварительно Министерством Высшего и среднего специального образования СССР, союзными и республиканскими отраслевыми министерствами была проделана большая работа по изучению мирового образовательного опыта в важном деле непрерывного повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений.

Необходимость этого важного направления в системе высшего медицинского образования на союзном уровне была обоснована и внедрена в виде «Положения о Факультете повышения квалификации преподавателей высших медицинских и фармацевтических учебных заведений, институтов усовершенствования врачей» в период руководства Министерством здравоохранения СССР академиком Б.В. Петровским и Министерством здравоохранения УССР – член-корр. АН УССР В.Д. Братусем.

В дальнейшем указанное «Положение…» неоднократно обновлялось, в последний раз – в советское время – в 1988 году, когда Министерство здравоохранения УССР возглавлял А.Ю.Романенко (приказ №123 от 15.01.1988 г.).

Важно отметить, что в 1977 году при Факультете повышения квалификации преподавателей Киевского медицинского института имени А.А.Богомольца была организована кафедра педагогики и педагогической психологии (первый заведующий – до 1993 г. – профессор Н.В.Черпинский, с 1993 г. и до настоящего времени – академик АПН Украины С.Д.Максименко). С 1981 г. начато повышение квалификации преподавателей и руководящего состава 120 медицинских училищ и колледжей Украины

Первым деканом (1968 – 1976 гг.) Факультета повышения квалификации преподавателей НМУ им. А.А.Богомольца был известный ученый – детский хирург, Заслуженный деятель науки и техники Украины профессор Ситковский Николай Борисович, который приложил много усилий на этапе организации обучения на вновь созданном факультете и по эффективному внедрению разработанной концепции повышения квалификации. В дальнейшем продолжали усовершенствовать систему повышения квалификации преподавателей, работая в должности декана, известные ученые профессоры Ревуцкий Евгений Львович (1976-1990 гг.), Дроботун Владимир Яковлевич (1990-1993 гг.), Черенько Макар Петрович (1993-1994 гг.). Заслуживает доброго слова деятельность в должности заместителя декана профессора Д.Г.Наливайко – знатока современных технологий обучения и его организации.

С 1994 г. по 2008 г. деканат ФПК возглавлял доктор медицинских наук, член-кор. АПН Украины, Лауреат Государственной премии Украины в области науки и техники, заведующий кафедрой патологической физиологии, профессор Биц Юрий Викторович.

С 2008 г. исполняет обязанности декана ФПК заведующий кафедрой педиатрии №3, доктор медицинских наук, профессор Юрий Владимирович Марушко.

За период с 1968 по 1991 г. на учебных циклах повысили квалификацию 12000 преподавателей 76 высших медицинских заведений СССР и 7000 преподавателей из 120-ти медицинских училищ Украины. Киевский медицинский институт им. акад. А.А.Богомольца был одним из пяти ведущих медвузов СССР по осуществлению этого важного направления деятельности (другие – 1-й Московский медицинский институт им. И.М.Сеченова, 2-й Московский медицинский институт им. Н.И. Пирогова, 1-й Ленинградский медицинский институт им. акад. И.П.Павлова и Новосибирский медицинский институт). Не случайным является то, что география представительства преподавателей медвузов СССР на учебных циклах Факультета повышения квалификации Киевского медицинского института им. акад. А.А. Богомольца была очень широкой – от Хабаровска и Владивостока на востоке до Ужгорода на западе, от Перми и Архангельска на севере до Тбилиси и Еревана на юге.

Киев привлекал к себе внимание и как крупный научный и культурный центр, и как город, в котором успешно ведется подготовка высококвалифицированных врачей различных специальностей и где поддерживаются и развиваются известные в мире научные и школы по теоретической и клинической медицине.

С провозглашением в 1991 г. Украины как независимого государства НМУ им. А.А. Богомольца, его Факультет повышения квалификации стал главным центром по повышению педагогического и профессионального мастерства преподавателей 14 высших медицинских учебных заведений Украины ІІІ-ІУ уровней аккредитации и 120 высших медицинских учебных заведений (медицинских училищ, колледжей) І-ІІ уровней аккредитации.

В соответствии с новыми потребностями согласно приказу Минздрава Украины № 258 от 30.12.93 г. было разработано и утверждено новое «Положение о факультете повышения квалификации преподавателей высших медицинских и фармацевтических учебных заведений, институтов усовершенствования врачей Украины». НМУ им. А.А.Богомольца был признан главным высшим медицинским учебным заведением Украины, на который возложено осуществление этой важной работы. Главным высшим учебным заведением Украины по повышению квалификации преподавателей по специальным дисциплинам «фармации» утвержден Национальный фармацевтический университет (г. Харьков). Разработанной концепцией повышения квалификации преподавателей, которой руководствуются в своей деятельности ВМУЗ Украины и до настоящего времени, предусматривается обязательный характер повышения квалификации преподавателем как минимум один раз в пять лет преимущественно с отрывом от производства на учебных циклах ФПК с дифференцированной учебной программой для заведующих кафедрами (профессоров), доцентов, ассистентов первичного и повторного обучения. Избрание преподавателя на ту или иную должность, согласно «Положению…», осуществляется с учетом наличия документа о повышении квалификации.

В НМУ обучение по программе ФПК осуществляется на кафедре психологии и педагогики, на кафедре информатики и вычислительной техники и 66 профильных кафедрах. На 33 из них повышают свою квалификацию и преподаватели 120 высших медицинских учебных заведений I и II уровней аккредитации. Дополнительно приказом Минздрава Украины № 255 от 29.12.1993 года для повторного обучения преподавателей утверждены еще 77 баз восьми других высших медицинских учебных заведений Украины.

Для осуществления повышения квалификации преподавателей профильные кафедры имеют современную научную и клиническую базу, обеспечены необходимой учебной и методической литературой. Учебные программы и учебные планы составлены дифференцированно для заведующих кафедрами (профессоров), доцентов, ассистентов первичного и повторного обучения. В последние годы ректорат прилагает значительные усилия для улучшения материальной и учебной базы профильных кафедр, кафедры психологии и педагогики, для приведения их в соответствие с современными требованиями.

Повышение квалификации осуществляется также непосредственно на профильных кафедрах (участие в работе конференций, семинаров, методических совещаний, проработка современных учебников, руководств, монографий), путем участия в работе научно-медицинских обществ и ассоциаций, научных съездов и конгрессов, в форме стажировки на рабочем месте в ведущих лабораториях и клиниках научных и учебных заведений г. Киева. Важными формами повышения квалификации преподавателей является обучение в аспирантуре и докторантуре.

К работе на ФПК преподавателей деканат привлекает как ведущих специалистов НМУ, так и ученых, работающих в других учебных и научных заведениях Киева. Привлечение известных специалистов позволяет слушателям медицинских вузов Украины I-II и III-IV уровней аккредитации ознакомиться с последними достижениями отечественных научных школ и мировой медицинской науки. Деканатом ФПК во второй половине 90-х годов апробировано проведение монотематических циклов (физиология и патология сердечнососудистой системы, пищеварительной системы, дыхательной системы; по теоретическим и клиническим аспектам иммунологии и аллергологии; по теоретическим и прикладным аспектам молекулярной биологии, молекулярной патологии и медицинской генетики). Многие из проведенных циклов по уровню обеспечения лекторами не уступали академическим сессиям и чтениям

Деятельность факультета повышения квалификации преподавателей НМУ осуществляется согласно утверждаемому (ежегодно) плану работы. Отчет о работе ФПК регулярно заслушивается на Ученом Совете университета, на Советах факультетов и на ректорате. Общее количество преподавателей, прошедших повышение квалификации на ФПК НМУ им. А.А. Богомольца за годы независимости Украины (до 25 июня 2007 года), составило 16571 человек (9873 – преподаватели ВУЗ ІІІ-ІУ уровней аккредитации, 6698 – преподаватели ВУЗ І-ІІ уровней аккредитации. Таким образом, среднегодовой прием слушателей по сравнению с предыдущим периодом уверенно растет.

С октября 2004 г. начался качественно новый этап деятельности Факультета повышения квалификации (ФПК) преподавателей Национального медицинского университета им. А.А. Богомольца. Согласно требованиям нормативных документов МОН Украины, Минздрава Украины и системы мер, разработанных с целью их реализации, под руководством ректора НМУ им. А.А. Богомольца члена-корреспондента АМН Украины, профессора В.Ф. Москаленко, был выполнен большой объем работы по своевременному и эффективному внедрению в учебный процесс основных принципов Болонского процесса.

Обучение на циклах ФПК и семинарах осуществлялось на основе программы «Высшее медицинское образование и Болонский процесс», разработанной ведущими специалистами Минздрава Украины и преподавателями НМУ им. А.А. Богомольца.

Дополнительно к учебной программе «Высшее медицинское образование и Болонский процесс» деканатом ФПК и кафедрой психологии и педагогики было разработано дополнение в виде двух содержательных модулей.

Один из них – «Инновационные технологии высшего медицинского образования» — предусматривает углубленное изучение этой проблематики как одной из наиболее актуальных в современной профессиональной педагогике вообще. Второй – «Актуальные проблемы реформирования системы здравоохранения в Украине» — ориентирован на преподавание насущных проблем семейной, страховой, доказательной медицины и стандартов оказания медицинской помощи населению в качестве первоочередных на современном этапе.

Активное внедрение программы «Высшее медицинское образование и Болонский процесс» осуществлялось на плановых учебных циклах, а также на дополнительных семинарах с участием ответственных работников Минздрава Украины – зам. министра здравоохранения Украины профессора В.Г. Передерия, зам. директора Департамента кадровой политики, образования и науки Минздрава Украины профессора А.П. Волосовца, главного специалиста Департамента кадровой политики, образования и науки Минздрава Украины канд. государственного управления Т.И. Чернышенко, группы разработчиков программы: доцентов Л.И. Остапюк, С.М. Белан, Н.М.Зелениной, Л.М. Артемчук; преподавателей кафедры психологии НМУ им. А.А. Богомольца академика АПН Украины С.Д.Максименко, доцентов В.Е. Милерян, В.А. Киричок, М.М. Филоненко; преподавателей кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения № 2 НМУ проф.Б.О. Ледощука, проф. В.Д. Пария, проф. А.Р. Уваренко, доцента Гайдук В.П., доцента Е.Е.Латышева и др.

Кроме того, на плановых учебных циклах лекции читали ведущие специалисты – преподаватели кафедр НМУ член-корр. НАН Украины профессор И.С.Чекман, член-корр. АМН Украины профессор К.М.Амосова, профессоры М.М.Колесников, А.Н. Гирина, доценты С.О. Величко, А.И. Егоренков, М.П.Малежик и др.

Общее количество преподавателей, которые с октября 2004 г. по июнь 2007 г. прошли повышение квалификации по программе «Высшее медицинское образование и Болонский процесс» на плановых учебных циклах, составило 1958 человек, из них 1220 – преподаватели ВМУЗ 3-4 уровней аккредитации, 738 – преподаватели ВМУЗ 1-2 уровней аккредитации.

Важно отметить, что за этот период слушателями повторных циклов ФПК было выполнено около 2000 индивидуальных проектов учебных программ дисциплин на основе кредитно-модульной системы. В этих проектах слушателями ФПК разрабатывалась модульная структура учебных программ дисциплин, определялось кредитное ее решение в системе ECTS, разрабатывалась диагностическая система для проведения итогового модульного контроля, разрабатывались материалы для организации самостоятельной работы и т.п. Проекты выполняются под руководством преподавателей кафедры психологии и педагогики и профильных кафедр.

Факультет активно внедряет другие современные формы повышения квалификации, а также тематические семинары для педагогического персонала НМУ определенного уровня квалификации.

Так, за последний год проведен ряд семинаров, в том числе и по современной тематике «Новейшие компьютерные технологии в медицине и медицинском образовании», «Основы информатики и вычислительной техники», «Биоэтика в медицине». В целом в работе семинаров приняли участие 298 работников НМУ.

Важными для НМУ на перспективу являются психолого-педагогические семинары для преподавателей и аспирантов, которые не имеют специальной педагогической подготовки. Первый такой семинар был организован ФПК совместно с учебно-методическим отделом НМУ в июне 2007 г. В дальнейшем планируется постоянная работа этого семинара.

Завершая этот краткий очерк истории и современности Факультета повышения квалификации преподавателей НМУ им. А.А. Богомольца следует отметить, что на каждом этапе он выполнял свою роль в деле обеспечения необходимого уровня педагогического и профессионального мастерства преподавателей. Нынешний этап, основная цель которого – реформировать высшее медицинское образование в Украине, привести его в соответствие современным требованиям, требует дополнительных усилий, продуманного, сбалансированного подхода, чтобы не только привнести новое, передовое, что есть в мире, но и сохранить то, чем славилась отечественная медицинская наука и образование.

Количественные показатели повышения квалификации преподавателями ВМУЗ Украины
на ФПК НМУ имени А.А. Богомольца (1992/1993 — 2006/2007 уч. г.)

II. Факультет повышения квалификации 2008-2009 г.г.

 

ФПК работает в соответствии с «Положением о факультете повышения квалификации медицинских и фармацевтических учебных заведений, институтов усовершенствования врачей Украины» (приказ Минздрава Украины № 258 от 30.12.93 г.). В «Положении … » предусматривается обязательное повышение квалификации преподавателем как минимум один раз в пять лет в основном с отрывом от производства на учебных циклах ФПК по дифференцированной учебной программе для заведующих кафедрами (профессоров), доцентов, ассистентов первичного и повторного обучения.

Работа факультета повышения квалификации осуществляется в трех основных направлениях, определенных нормативными документами:

• психолого-педагогическая подготовка

• общетеоретическая подготовка

• специальная профессиональная подготовка.

Формы повышения квалификации. Основная форма обучения – цикл повышения квалификации. Повышение квалификации на ФПК для преподавателей ВМУЗ Украины III-IV уровней аккредитации проводилось дифференцированно для заведующих кафедрами (профессоров), доцентов, ассистентов первичного и повторного обучения. Для преподавателей ВМУЗ Украины I-II уровней аккредитации – дифференцированно для директоров, заместителей директоров по учебной и по воспитательной работе, методистов и преподавателей первичного и повторного обучения.

На циклах повышения квалификации кафедра общей и медицинской психологии и педагогики, профильные кафедры НМУ продолжали активно внедрять в учебный процесс программу «Высшее медицинское образование и Болонский процесс» с двумя дополнительными смысловыми модулями. Программа полностью изложена в полном объеме на циклах для заведующих кафедрами, профессоров, доцентов, ассистентов повторного и первичного обучения ВМУЗ Украины III-IV уровней аккредитации, а также для преподавателей повторного и первичного обучения ВМУЗ Украины I-II уровней аккредитации.

Кафедрой общей и медицинской психологии и педагогики разработан специализированный курс «Современные психолого-педагогические проблемы высшего медицинского образования» дифференцированно для первичных и повторных циклов.

Дальнейшее обновление программ повышения квалификации на повторных циклах осуществляется в направлении углубления темы «Современные инновационные и интерактивные технологии высшего медицинского образования в контексте тенденций развития Еврообразовательной интеграции»

Согласно требованиям подготовки специалистов к вхождению в Европейское образовательное пространство важное значение для совершенствования педагогического мастерства слушателей ФПК приобрело дальнейшее внедрение в учебный процесс в 2008-2009 уч.г. современных технологических систем подготовки, которые включают широкий спектр технологий и методов: технологии проблемно-ориентированного обучения; технологии междисциплинарного, интегрированного обучения; тренинговые технологии; имитационные, ролевые, игровые технологии; технологии фундаментального медицинского образования; личностно-ориентированные технологии обучения; технологии кредитно-модульные; технологии диагностики качества; технологии организации самостоятельной работы студентов, информационные технологии.

Эти вопросы освещаются во время обучения на циклах повышения квалификации ФПК преподавателей на лекциях и семинарах «Современные интерактивные и проблемно-ориентированные технологии обучения в высшем медицинском образовании», «Современная лекция: технологические направления развития», «Основы педагогического менеджмента», «Мастерство педагогического общения», «Современные принципы воспитательной работы в ВМУЗ», «Возрастные особенности и проблемы социализации студентов ВМУЗ», другие.

С учетом требований вхождения в Европейское образовательное пространство в 2008-2009 уч.г. проводились следующие циклы повышения квалификации:

— ВМУЗ III-IV уровней аккредитации «Высшее медицинское образование в Украине: проблемы и перспективы образовательной евроинтеграции» для заведующих кафедрами, профессоров, доцентов, «Инновационные технологии в высшем медицинском образовании в контексте требований Болонского процесса» для ассистентов повторного обучения, «Основы педагогики и психологии в высшем медицинском образовании» для ассистентов первоначального обучения.

— ВМУЗ I-II уровня аккредитации: «Психолого-педагогические аспекты деятельности руководящего состава ВМУЗ I-II уровней аккредитации в контексте требований Болонского процесса» для директоров и заместителей директоров по учебной работе, «Профессиональное медицинское образование: направления развития и инновационные технологии» для преподавателей повторного обучения, «Основы педагогики и психологии в высшем медицинском образовании» для преподавателей первоначального обучения.

Впервые в 2008-2009 уч. г. на кафедре общей и медицинской психологии и педагогики введены элективные занятия:

1. «Тренинг профессионального роста».

2. «Проблема профессионального выгорания медицинского и педагогического персонала».

В работе ФПК НМУ используются другие формы обучения – циклы тематического усовершенствования, семинары, стажировка на рабочем месте.

ФПК преподавателей НМУ впервые проведен цикл тематического усовершенствования «Основы доказательной медицины. Организация и управление научными исследованиями», «Методология и биоэтика в медицинских исследованиях».

Подготовлен и утвержден на Ученом совете НМУ (5.06.09 г.) новый цикл тематического усовершенствования «Биомедицинская инженерия и современные технологии в медицинском образовании». Отдельные занятия этого цикла введены на циклах повышения квалификации уже в сентябре 2009 г. Это лекции член-корр. АПН Украины, профессора Чалого А.В., профессора Пария В.Д. «Физика и медицина: синергетические принципы образования и науки», «Применение методов моделирования в экологических, медицинских и медико-инженерных исследованиях». Лекции и занятия получили высокую оценку слушателей ФПК.

По приказу Минздрава Украины проведены следующие семинары: «Актуальные вопросы иммунопрофилактики в Украине» (19.01-20.01. 2009 г., и 29.01. — 30.01.2009 г.), «Грипп А (Н1 N1). Эпидемиология, клиника, лечение и профилактика» ( 20.10.2009 г.). В программы обучения на соответствующих кафедрах введены дополнительно вопросы по эпидемии ВИЧ-инфекции согласно приказу Минздрава Украины от 8.05.2009 г. № 313. Разработаны вопросы приказа Минздрава Украины № 703 от 1.10.2009 г. «Об утверждении Мероприятий по совершенствованию организации и проведения профилактических прививок на Украине».

Проведены также семинары «Кредитно-модульная система организации учебного процесса со слушателями ФПК» (12.11.2008 г.), «Проблемы биоэтики и биофизики живого (19.03 — 20.03.2009 г.). Кафедрой медицинской информатики и компьютерных технологий обучения были проведены семинары: 2 семинара «Современная фармацевтическая наука. Профессиональная экспертиза» (12.02 — 13.02.2008 г.); (23.09. — 27.09.2008), семинар для преподавателей ВМУЗ I-II уровней аккредитации «Современное Медсестринство. Профессиональная экспертиза» (10.02 — 14.02.2009 г.).

Проведены семинары для заведующих кафедрами ВМУЗ IV уровня аккредитации: гигиены и экологии – «Актуальные вопросы преподавания общей гигиены» (10.04 2009), фармакологии – «Кредитно-модульные основы преподавателей фармакологии» (27.05.2009 г.).

ФПК НМУ, обращаясь в Минздрав Украины, получил разрешение (письмо № 08.01 -51/689 от 23.04.2009 г.) на проведение циклов тематического усовершенствования по вопросам организации учебного процесса по кредитно-модульной системе для преподавателей ВМУЗ Украины III-IV уровней аккредитации, участвующих в ежегодных методических совещаниях и конференциях опорных кафедр НМУ им. А.А. Богомольца.

Важной формой повышения квалификации преподавателей является их стажировки в Минздраве Украины, на предаттестационных циклах в НМАПО имени П.Л. Шупика, на рабочем месте в ведущих лабораториях и клиниках научных и учебных заведений г. Киева, Украины и мира.

Важными формами повышения квалификации также является обучение в аспирантуре и докторантуре, участие в работе семинаров, научных конференций, съездов, конгрессов, проработка современных учебников, руководств, монографий.

Деятельность факультета повышения квалификации преподавателей НМУ осуществляется согласно утвержденному (ежегодно) плану работы. Контроль работы: отчет на Ученом совете НМУ, отчет на ректорате НМУ (5.05.2009 г.).

План приема слушателей на ФПК по специальностям составляется ежегодно, утверждается руководством университета и Минздрава Украины. Такой план после утверждения направляется в ВМУЗ Украины III-IV и I-II уровней аккредитации. Согласно заявкам ВМУЗ получают путевки на обучение. На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием (17 мест в общежитии № 5 НМУ и 28 мест в общежитии № 4 НМАПО им. П.Л. Шупика).

Методическое обеспечение работы ФПК преподавателей. В 2008-2009 учебном году, с учетом «Положения о ФПК …» стала разработка дифференцированных (для профессоров, доцентов, ассистентов первичного и повторного обучения) рабочих учебных программ на профильных кафедрах НМУ. Программа структурирована в соответствии с необходимостью освещения методического опыта кафедры, научной работы, клинической практики, педагогической практики — 4 составляющие (содержательные модули). На научно-методическом совещании ФПК были обсуждены все аспекты построения таких программ. Проработан вопрос о приведении в соответствие с современными требованиями нормативной документации кафедр, работающих на ФПК.

На сегодняшний день большинство кафедр НМУ представили обновленные рабочие учебные программы. Это кафедры: общей и медицинской психологии и педагогики, акушерства и гинекологии № 1, биологии, гигиены и экологии, социальной медицины и организации здравоохранения, гистологии и эмбриологии, инфекционных болезней, физиологии, неврологии, онкологии, оперативной хирургии и топографической анатомии, травматологии и ортопедии, общей хирургии № 1, офтальмологии, педиатрии № 2, педиатрии № 3, детских инфекционных болезней, патофизиологии, радиологии и радиационной медицины, терапевтической стоматологии, хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии, ортопедической стоматологии, детской терапевтической стоматологии и профилактики стоматологических заболеваний, внутренней медицины № 2, эндокринологии, урологии, фтизиатрии, физической реабилитации и спортивной медицины, хирургии № 2, детской хирургии, оториноларингологии, дерматологии и венерологии, эпидемиологии, латинского языка и другие.

13 октября 2009 г. деканат ФПК провел научно-методический семинар-совещание для кураторов на тему «Современные методические принципы организации педагогической практики слушателей ФПК на профильных кафедрах НМУ». На семинаре для кураторов ФПК профильных кафедр были четко донесены вопросы педагогической практики как составляющей подготовки преподавателей ВМУЗ Украины.

Для осуществления повышения квалификации преподавателей профильные кафедры обеспечены необходимой учебной и методической литературой, имеют современную материальную базу.

Среди учебно-методических изданий для слушателей факультета повышения квалификации НМУ, изданных сотрудниками кафедры общей и медицинской психологии и педагогики, используются следующие:

1. Максименко С.Д., Максименко К.С., Папуча М.В. Психологія особистості.:-К.:Видавництво ТОВ «КММ», 2007. — 296 с.

2. Максименко С.Д. Ґенеза здійснення особистості.:-К.:Видавництво ТОВ «КММ», 2006.-240с.

3. Максименко С.Д., Косенко Є.Л. Експериментальна психологія (дидактичний тезаурус): Навч.посіб. — К.:МАУП,2002.-128с.

4. Мілерян В.Є. Методичні основи підготовки та проведення навчальних занять у медичних вузах. Методичний посібник для слухачів ФПК первинних циклів. — К.,2006.,- 80с.

5. Мілерян В.Є. Проектування кредитно-модульної системи організації навчального процесу. Методичні рекомендації для слухачів ФПК повторних циклів. — К.2008.,-16с.

6. Психологія і педагогіка. За ред. С.Д.Максименка. Підручник для студентів ВНЗ. – Вінниця, ”Нова книга”.2007.-367с.

7. Мілерян В.Є. Самопсихотерапія. Посібник для слухачів ФПК.-К.,2006.,-138с.

8. Філоненко М.М. Психологія спілкування. Підручник для студентів ВНЗ.-К.,2008.-223с.,

и другие.

Во время занятий на профильных кафедрах используются все учебники, учебные пособия, методические разработки лекций, практических занятий, которые издает соответствующая кафедра.

Базы ФПК: кафедра общей и медицинской психологии и педагогики и 59 профильных кафедр НМУ им. А.А. Богомольца. Эта работа осуществляется в нескольких важных аспектах – научном, учебно-методическом, лечебном. Важным разделом этой работы является педагогическая практика, которая предусматривает проведение слушателями практических занятий и лекций под руководством кураторов ФПК профильных кафедр. Важным аспектом этой работы является посещение слушателями ФПК современных научно-исследовательских и клинических центров г. Киева, АМН Украины.

В последние годы ректорат прилагает значительные усилия для улучшения материальной и учебной базы профильных кафедр, кафедры общей и медицинской психологии и педагогики для приведения их в соответствие современным требованиям.

Слушатели ФПК с большим интересом восприняли лекцию, которую прочитал Лауреат Нобелевской премии, академик Е.И.Чазов.

Учебный процесс со слушателями ФПК обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. Активное участие в нем принимают: преподаватели кафедры общей и медицинской психологии и педагогики НМУ им. А.А. Богомольца – академик АПН Украины С.Д.Максименко, доценты В.Е. Милерян, В.А. Киричок, М.М. Филоненко, В.В.Турбан, преподаватели кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения по повышению квалификации руководящих кадров здравоохранения – зав. кафедрой, проф . Б.О. Ледощук и доцент Е.Е. Латышев, зав. кафедрой клинической иммунологии и аллергологии, проф. Г.М. Дранник, проф. В.Е. Казмирчук.

К чтению лекций привлекались известные ученые: член-корреспондент АМН и НАН Украины, профессор И.С. Чекман, член-корр. АМН Украины, профессор В.З. Нетяженко, член-корр. АПН Украины, профессор О.В. Чалый, профессор С.О.Крамарев, профессор И.П.Колесникова и др.

ФПК НМУ возобновил в 2009 г. сотрудничество с научно-исследовательскими академическими учреждениями г. Киева. Так в рамках лекционного курса на ФПК была презентована новая лекция «Молекулярно-биологические основы канцерогенеза» научного сотрудника Института молекулярной биологии и генетики НАН Украины В.В. Гордиюка, получившая высокую оценку слушателей ФПК. Этой лекцией начался общетеоретический цикл на ФПК и начато сотрудничество со столичными академическими учреждениями.

Важно отметить, что за 2008-2009 уч.г. выполнено около 100 индивидуальных проектов фрагментов учебных программ дисциплин на основе кредитно-модульной системы, а также около 550 методических разработок лекций, практических, семинарских занятий и методических указаний для организации самостоятельной работы студентов. Индивидуальные проекты и выпускные работы выполняются под руководством преподавателей кафедры общей и медицинской психологии и педагогики и профильных кафедр. Слушатели ФПК обеспечиваются методическими материалами кафедры общей и медицинской психологии и педагогики и профильных кафедр НМУ.

В 2008-2009 уч.г. осуществлено обучение преподавателей на ежегодных 12 плановых циклах и 10 циклах тематического усовершенствования и семинарах. В целом в 2008-2009 уч.г. повысили квалификацию 1336 преподавателей ВМУЗ Украины III-IV уровня аккредитации и I-II уровня аккредитации.

Общий итог работы, проведенной на ФПК НМУ им. А.А. Богомольца, на рис № 1 .

Количественные показатели подготовки преподавателей на ФПК за последние 4 учебных года представлены на рис. 1.

Рис. 1. Количественные показатели подготовки преподавателей на ФПК в течение 2005/2006-2008/2009 уч.г.

ІІІ. Деятельность ФПК в 2008-2012 году.