НАЦІОНАЛЬНИЙ МЕДИЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ імені О.О. Богомольця
ЧЕСТЬ, МИЛОСЕРДЯ, СЛАВА

Кафедра хірургії №2

Учебная работа (6 курс, иностранные студенты)

Тематический план практических занятий модуля 4.

ТЕМА

Количество часов

Содержательный модуль 7.

Тема 25 Общие вопросы хирургической помощи в Украине

1

История и организация хирургической помощи в Украине. Этика и деонтолог и я в хирургии. Организация предоставления амбулаторной помощи больным хирургического профиля. Особенности работы приемного отделения хирургического стационара и операционного блока. 7,36

2

Новые технологии в хирургии: микрохирургические эндоскопические, ендоваскулярн ые , лазерные, ультразвуковые, сварка тканей, использования имплантатов. 7,36

3

Трансплантология. Современное состояние проблемы трансплантации сердца, легких, печенки, почек, поджелудочной железы и кишечника. Реплантация конечностей. Пересадка лоскутов. Возобновление нервов. Пластичная и реконструктивная хирургия. Современные возможности коррекции изъянов развития и приобретенных дефектов. Эстетич еск ая хирургия. Клеточная терапия. 7,36
Тема 26 Системная хирургическая патология

4

Синдром системного воспалительного ответа у хирургических больных. Патогенез и значение при разных заболеваниях и травмах. Выбор лечебно – диагностической тактики. Правила проведение интенсивной терапии. Хирургический сепсис, септический шок. Антибиотикотерапия при лечении хирургической инфекции. Хирургические аспекты СПИД а. 7,36

5

Гнойные заболевания кожи и мягких тканей. Диагностика, дифференциальная диагностика. Методы консервативного и хирургического лечения. 7,36

6

Критические состояния у хирургических больных: шок, коллапс, острый респираторный дистрес-синдром, синдром брюшной полости. Причины, диагностика и лечебная тактика. 7,36

Содержательный модуль 8.

Тема 27 Патология пищеварительной системы

7

Боль в животе, оценка особенностей болевого синдрома при дифференциальной диагностике заболеваний органов брюшной полости. Синдромы дисфагии, р воты и нарушения акта дефекации. Их значение в диагностике и дифференциальной диагностике. 7,36

8

Синдром острого живота. Диагностика, дифференциальная диагностика и лечебная тактика. Дифференциальная диагностика острых заболеваний органов брюшной полости. Синдром ложного острого живота. 7,36

9

Локальные и распростране н ны е гнойно-воспалительные процессы органов брюшной полости и брюшины. Этиология, патогенез, клиника, диагностика и лечение. Абдоминальный туберкулез, туберкулезный перитонит, псевдотуберкулез. 7,36

10

Механическая желтуха. Классификация, патогенез, дифференциальная диагностика, тактика и лечение. Острая печеночная недостаточность при хирургических заболеваниях, методы лечения и профилактики. 7,36

11

Кровотечения из пищеварительного тракта: причины возникновения, диагностика и дифференциальная диагностика, тактика лечения. 7,36

12

Травма живота. Классификация, симптоматика повреждения органов брюшной полости и за брюшин ного пространства. Инструментальные методы диагностики. Лечебно диагностическая тактика. 7,36

13

Особенности протекания хирургических заболеваний органов брюшной полости у беременных. Диагностика и дифференциальная диагностика острых заболеваний органов брюшной полости. Особенности обследования. Выбор хирургической тактики. Предотвращение преждевременных родов.

П ротекание острых заболеваний у лиц п ожилого возраста и детей.

7,36

14

Хирургические осложнения у больных с инфекционной патолог ией : брюшной тиф, и паратиф, лептоспироз, абдоминальный туберкулез, псевдотуберкулез, кишечный иерсиниоз , описторхоз, аскаридоз. Дифференциальная диагностика между острыми хирургическими и инфекционными заболеваниями. 7,36

Тема 28 Патология сердечно-сосудистой и дыхательной систем

15

Синдромы боли в груд и , дыхательной и сердечной недостаточности при диагностике и дифференциальной диагностике заболеваний органов грудной полости. Современные методы диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем. 7,36

16

Хирургические заболевания легких и плевры. Принципы диагностики и лечения.Дифференциальная диагностика между неспецифическими очаговыми образованиями и туберкулезом легких. 7,36

17

Диагностическая программа при повреждении сердца. Триада симптомов ранения сердца. Тактика хирургического лечения при ранениях сердца. Медиастинит. 7,36

18

Травматические повреждения органов грудной полости. Клиника и диагностика пневмоторакса, гемоторакса и хилоторакса. Тактика хирургического лечения. 7,36

19

Синдром ишемии конечностей. Заболевание, которые его вызывают. Консервативное и хирургическое лечение окклюзий артерий нижних конечностей. Оценка болевого синдрома в конечностях при дифференциальной диагностике сосудистых заболеваний, поражениях нервной системы и патологии опорно-двигательного аппарата. 7,36

20

Заболевани я вен. Синдром верхней полой вены. Синдром нижней полой вены. Причины, диагностика, дифференциальная диагностика, лечебная тактика. Клиника, диагностика и лечение лимфостаза. 7,36

21

Тромбоз и эмболия сосудов, причины развития, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение и предупреждение развития. 7,36

22

Синдром дуги аорты. Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, выбор лечебно – диагностической тактики. 3,36
Модульный контроль 4
ИТОГО 162

 

ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (СРС) И ЕЕ КОНТРОЛЬ В МОДУЛЕ 4.

ТЕМА

Количество часов

Вид контроля

1. Подготовка к практическим занятиям – теоретическая подготовка и прорабатывание практических навыков 30 Текущий контроль на практических занятиях
2. Самостоятельное прорабатывание тем, которые не входят в план аудиторных занятий:

  • Дифференциальная диагностика при желудочно-кишечном кровотечении
  • Функциональные и инструментальные методы исследования при заболеваниях желудка и кишечника
  • Функциональные и инструментальные методы исследования при заболеваниях печени, внепеченочных желчных протоков, поджелудочной железы.
  • Трансплантология.
  • Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний щитообразной железы.
  • Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний прямой кишки и параректального пространства
  • Дифференциальная диагностика и лечение заболеваний средостения
  • Дифференциальная диагностика и лечение острого тромбоза мезентериальных сосудов
  • Дифференциальная диагностика и лечение кишечногосвища
  • Антикоагулянтная и тромбол и тич еская терапия при остром тромбозе. Профилактическая антикоагулянтная терапия
  • Дифференциальная диагностика, профилактика и лечение острой язвы пищеварительного канала.
30 Итоговый модульный контроль
3. Индивидуальная самостоятельная работа студентов одной из тем за выбором –

обзор научной литературы за выбором

30 Текущий контроль на практических занятиях
4. Подготовка к итоговому модульному контролю 36 Итоговый модульный контроль
ИТОГО 126  

 

 

 

РЕГЛАМЕНТ

 проведения практически-ориентированного комплексного

государственного экзамена по хирургическим болезням с детской хирургией

для студентов 6 курса медицинского факультета № 1 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Практически-ориентированный государственный выпускной экзамен является вторым этапом государственной аттестации выпускников медицинского факультета, который осуществляется в соответствии с „Положением об организации и порядком проведения государственной аттестации студентов, которые обучаются в высших учебных заведениях III-IV уровней аккредитации по направлению подготовки “Медицина”, утвержденного Приказом МЗО Украины № 53 от 17 февраля 2005 г.

Этот этап аттестации проводится после получении результатов лицензионного интегрированного экзамена “КРОК 2” из Центра лицензирования.

К сдаче практически-ориентированного государственного экзамена допускаются студенты, которые полностью выполнили все требования учебного плана и образовательно-профессиональной программы по специальности, независимо от результата сдачи лицензионного интегрированного экзамена “КРОК 2”.

Целью практически-ориентированного государственного экзамена является оценка качества решения выпускником типичных задач деятельности и демонстрация соответствующих умений и навыков в условиях, которые приближены к реальным. Экзамен проводится непосредственно “у постели больного” и в специально оборудованных учебных классах и оценивает умение каждого выпускника собирать жалобы и анамнез, проводить объективное обследование больных, составлять план обследования, оценивать результаты лабораторных и инструментальных исследований, устанавливать и обосновывать предварительный клинический диагноз.

Содержание практически-ориентированного государственного экзамена формируется согласно отраслевому стандарту высшего образования “Образовательно-профессиональная программа подготовки специалиста” и отраслевого стандарта высшего образования “Образовательно-квалификационная характеристика специалиста” для соответствующей специальности.

Государственный экзамен по хирургическим болезням с детской хирургией проводится по расписанию Учебной части Национального медицинского университета имени А.А. Богомольца.

За месяц до начала практически-ориентированного государственного экзамена приказом ректора формируется государственная экзаменационная комиссия и секретариат.

 

1. СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ

Практически-ориентированный государственный экзамен состоит из двух частей: а) сдача экзамена “у постели больного” и решения ситуативной задачи по неотложной хирургии;

б) тестирование на наличие умений и практических навыков с использованием муляжей, фантомов, учебно-наглядных материалов согласно образовательно-квалификационной характеристики ( ОКХ ) выпускника и решения ситуационных задач.

Итоги практически-ориентированного государственного экзамена отображаются за каждый этап отдельно:

– „отлично” – обследование больного проведено безукоризненно, полностью обоснован предварительный диагноз, планы обследования и лечения составлены правильно; ситуационная задача решена правильно;

– „хорошо” – обследование больного проведено в основном полностью, но допущены 1-2 ошибки, предварительный диагноз, планы обследования и лечения не полностью учитывают объем полученной информации; ситуационная задача решена с 1 -2 ошибками;

– „удовлетворительно” – обследование больного проведено поверхностно, допущено 3-5 ошибок, предварительный диагноз, планы обследования и лечения, сформулированные в общих чертах; ситуационная задача решена с 3-4 ошибками;

– „неудовлетворительно” – обследование больного проведено хаотически, допущено более 5 ошибок, предварительный диагноз поставлен неверно, планы обследования и лечения не дают возможность установить диагноз и повлиять на ход заболевания; ситуационная задача не решена.

Результат практически-ориентированного государственного экзамена выставляется в оценках 5 -“отлично”, 4 – “хорошо”, 3 – “удовлетворительно”, 2 – “неудовлетворительно”.

Оценки выставляются на основании баллов, зафиксированных в индивидуальных Протоколах проведения и оценивания экзамена.

Критерии определения оценки:

5 – 4,5 баллов – “отлично “;

4,49 – 3,5 баллов – “хорошо “;

3,49 – 2,51 баллов – “удовлетворительно”;

2,5 балов и менее – “неудовлетворительно”.

Баллы определяются следующим образом:

Выполнение типичных задач деятельности и умений, которые проверяются, оценивается балами “1”, “0,5” и “0” (выполнено, выполнено не полностью, не выполнено). Критерии выставления балла “0” при выполнении типичных задач деятельности и умений, которые проверяются, определяются МОЗ Украины. Баллы вносятся в индивидуальные Протоколы проведения и оценивания экзамена.

Баллы за первую (вторую) части экзамена определяются как среднее арифметическое всех баллов, что фиксируется в индивидуальных Протоколах проведения и оценивания соответствующей части экзамена.

Результирующий балл за практически-ориентированный государственный экзамен определяется как среднее арифметическое баллов первой и второй частей экзамена, умноженное на коэффициент 5.

Во время обсуждения ГЭК окончательной оценки учитывается итоговая успеваемость по данной дисциплине (хирургии).

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА

Студент получает у председатели ГЭК направление, в котором указано отделение, палата, фамилия, имя и отчество больного и идет в соответствующую палату, где проводит обследование больного и отвечает возле постели больного государственной экзаменационной комиссии, которая работает в отделении.

Первая часть практически-ориентированного государственного экзамена.

Первый этап проводится «у постели больного» с хирургическим заболеванием, которое входит в перечень болезней, включенный в экзаменационные вопросы по хирургическим болезням для проведения Государственного экзамена.

Оценивается умение студентом собирать жалобы и анамнез, проводить объективное обследование больного, интерпретировать получены данные, выставлять и обосновывать предварительный диагноз (в т.ч. сопутствующие заболевания), проводить дифференциальный диагноз, составлять план обследования и индивидуального лечения с выпиской рецептов. Диагноз, план обследования и лечения оформляются студентом в письменном виде.

Экзаменаторы – преподаватель-хирург и члены ГЭК непосредственно у постели больного оценивают уровень подготовки выпускника и при необходимости задают ему дополнительные вопросы.

После этого студент решает ситуационную задачу по неотложной хирургии или выписывает рецепт на лекарственный препарат.

Результаты сдачи первой части экзамена заносятся в Протокол сдачи экзамена “У постели больного”.

Вторая часть практически-ориентированного экзамена предусматривает сдачу выпускниками государственной экзаменационной комиссии в специально оборудованных классах стандартных умений и практических навыков в соответствии с требованиями ОКХ с использованием муляжей, фантомов, учебно-наглядных материалов и решения ситуативных задач.

Первая ситуативная задача посвящена диагностированию неотложного состояния в клинике хирургических болезней, в том числе по урологии, онкологии, травматологии и ортопедии, нейрохирургии, анестезиологии и интенсивной терапии в соответствии с перечнем неотложных состояний, отмеченных в ОКХ ;

вторая – определению тактики и предоставления экстренной медицинской помощи;

третья – выбору тактики и методов лечения больных в плановой хирургии.

Еще две задачи посвящены оцениванию результатов лабораторных и инструментальных методов исследований.

Решая задачу, студент должен поставить предварительный диагноз и назначить необходимое лечение с указанием препаратов, путей их введения и доз.

Результаты заносятся в протокол сдачи второй части практически-ориентированного государственного экзамена.

После завершения сдачи практически-ориентированного государственного экзамена проводится заседание ГЭК, на котором осуществляется обсуждение результатов экзамена у каждого студента и председатель государственной экзаменационной комиссии объявляет оценку по экзаменационной дисциплине.

Студенты, которые не согласны с результатом государственного экзамена, имеют право подать заявление председателю государственной экзаменационной комиссии на апелляцию только в день экзамена.

 

ПЕРЕЧЕНЬ

умений и практических навыков, которые выносятся

на практически-ориентированный государственный экзамен

по хирургическим болезням с детской хирургией

 

  1. Обследование хирургического больного: особенности и методика сбора анамнеза. Составить план обследования больного. Установить клинический диагноз.
  2. Оформление медицинской карты стационарного больного, выписки из медицинской карты стационарного больного, листка нетрудоспособности, посыльного листа на ВТЭК, санаторно-курортной карты, экстренного уведомления об инфекционном заболевании, уведомления о больном со злокачественной опухолью.
  3. Методика обследования больного: исследование периферических вен (симптом Тренделенбурга, маршевая проба).
  4. Методика обследования хирургического больного: исследование периферических артерий.
  5. Методика обследования толстой кишки.
  6. Методика обследования желудка.
  7. Методика обследования печени и селезенки.
  8. Методика обследования больного с грыжей.
  9. Техника постановки сифонной клизмы.
  10. Интерпретация клинических анализов крови и мочи.
  11. Интерпретация биохимических анализов: билирубин, его фракции, азот мочевины, креатинин, белки крови.
  12. Чтение рентгенограмм: обзорная рентгенография органов брюшной полости, рентгенография грудной клетки (пневмоторакс, гидро- или гемоторакс).
  13. Оценка результатов компьютерной томографии.
  14. Определение групповой принадлежности крови. Постановка проб на индивидуальную совместимость, резус-совместимость.
  15. Катетеризация мочевого пузыря мягким катетером.
  16. Остановка внешнего кровотечения: путем компрессии сосуда пальцами к костным образованиям; путем наложения жгута. Остановка венозных кровотечений.
  17. Сердечно-легочная реанимация у хирургических больных: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца.
  18. Наложения бинтовых повязок на голову, грудь, верхние и нижние конечности. Иммобилизация переломов ключицы.
  19. Проведение транспортной иммобилизации.
  20. Проведение инъекций лекарственных веществ (внутримышечное, подкожное, внутривенное струйное и капельне введение лекарственных препаратов).
  21. Измерение артериального давления.
  22. Осуществление пальцевого исследования прямой кишки.
  23. Порядок проведения первичной хирургической обработки раны с наложением швов.
  24. Определение предназначения хирургических инструментов и умение подобрать соответствующий набор для выполнения небольших оперативных вмешательств.
  25. Установка желудочного зонда.
  26. Плевральная пункция при пневмотораксе и гемотораксе.
  27. Методика измерения центрального венозного давления.
  28. Методика проведения лапароцентеза.

МЗО Украины

Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца

ПРАКТИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

 

ПРОТОКОЛ

проведения и оценивания первой части экзамена по

ХИРУРГИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ С ДЕТСКОЙ ХИРУРГИЕЙ

(работа с больными)

Фамилия, имя, отчество студента

Факультет ___________________

Дата

№ группы___________

 

№ п/п

Типичные задачи деятельности и умения, которые проверяются Баллы

1

Сбор жалоб, анамнеза заболевания и жизни

2

Осмотр пациента, сбор информации об общем состоянии пациента и его оценка

3

Физикальное обследование сердечно-сосудистой системы

4

Физикальное обследование органов дыхания

5

Физикальное обследование брюшной полости (системы пищеварения и мочеполовой системы)

6

Физикальное обследование костно-мышечной системы

7

Выделение ведущего синдрома, постановка наиболее достоверного предварительного диагноза

8

Составление плана обследования

9

Оценивание результатов лабораторных и интерпретация инструментальных методов исследования (минимум 5 исследований по больному, с которым работает студент)

10

Внутрисиндромная дифференциальная диагностика

(оценивается баллами “1” та “0”)

 

11

Клинический диагноз (оценивается баллами “1” та “0”)

12

Определение принципов лечения и тактики ведения больного, в т.ч. необходимого режима труда и отдыха, диеты.

13

Определение прогноза и мероприятия профилактики у данного больного

14

Ведение медицинской документации касательно данного больного

15

Типичная задача по ургентной хирургии.
СРЕДНИЙ БАЛЛ

 

 

 

МЗО Украины

Национальный медицинский университет имени А.А. Богомольца

ПРАКТИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН

 

ПРОТОКОЛ

проведения и оценивания второй части экзамена по

ХИРУРГИЧЕСКИМ БОЛЕЗНЯМ С ДЕТСКОЙ ХИРУРГИЕЙ

Фамилия, имя, отчество студента___________________________________

Факультет_______________________________________№ группы _______

Дата ___________________________________________

 

№п/п

Ситуационная задача, основные умения и навыки

Баллы

1

Диагностирование неотложного состояния (ситуационная задача 1)

2

Определение тактики и оказание экстренной медицинской помощи

(ситуационная задача 2)

3

Оценивание результатов лабораторных и инструментальных исследований

(ситуационная задача 3)

4

Оценивание результатов лабораторных и инструментальных исследовано

(ситуационная задача 4)

5

Выполнение 1-й медицинской манипуляции

6

Выполнение 2-й медицинской манипуляции

7

Выполнение 3-й медицинской манипуляции

8

Выполнение 4-й медицинской манипуляции

9

Выполнение 5-й медицинской манипуляции

10

Типичная задача по плановой хирургии
СРЕДНИЙ БАЛЛ